Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 12

Георгий Милляр, биография, новости, фото

Работа в кино

Мечтой Георгия Францевича всегда был кинематограф. С 1931 года он сыграл несколько эпизодов в таких фильмах, как «Марионетки» и «Рваные башмачки».

uzn_15676859707.jpg
Мечтой Георгия Милляра всегда был кинематограф

Но настоящей легендой его сделало многолетнее сотрудничество с режиссером Александром Роу. В каждом его фильме Милляр играл по 2, а то и по 3 главные роли, всего же сыграл 30 ролей в 16 сказках. Первые пробы у Роу Милляр провалил — переволновался. Зато в следующий раз получил роль Царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью» (1938).

uzn_15676860786.jpg
Георгий Милляр в фильме «По щучьему веленью»

Коронной для Георгия Францевича стала роль Бабы-Яги. Впервые ее пришлось играть в фильме «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на нее пробовалась Фаина Раневская, но Милляр убедил режиссера, что мужчина справится лучше, ведь не каждая женщина согласится ради роли себя изуродовать. В этом фильме актер сыграл еще 2 роли — старика-отца и седого гусляра.

Георгий Милляр с режиссером Александром Роу на съемочной площадке

В 1941 году Георгий ушел из театра навсегда, всецело отдавшись кино. Милляр был увлеченным актером: сам создавал эскизы для костюмов, продумывал до мелочей жесты и мимику. Все его роли требовали сложного грима, который приходилось накладывать по 6 часов. Однажды гримеры сожгли актеру лицо перекисью водорода. Но он никогда не жаловался. Кощея Милляр играл, будучи больным малярией. Актер подхватил болезнь во время эвакуации съемочной группы в Душанбе. Милляр весил 48 килограмм и буквально превратился в живой скелет, так что играть чудовище на этот раз мог почти без грима, особенно после того, как сбрил волосы и брови. Премьера фильма «Кощей Бессмертный» состоялась в 1945 году, вскоре после Дня Победы. Зрители ликовали, когда Кощей в конце концов оказывался побежден — в нем видели воплощение Гитлера. Сам фильм стал признанной классикой не только у нас, но и за рубежом. Даже Питер Джексон, когда снимал «Властелин Колец», перенял у Роу его эпически-сказочный стиль. А в образе Саурона без труда узнается Кощей, созданный Милляром. Периодически актер играл эпизоды у других режиссеров. Например, папашу Эбенезера Дорсета в первом фильме Гайдая «Деловые люди» (1962) или французского солдата в «Войне и мире» (1967) Сергея Бондарчука. Но все же Георгий Францевич понимал: без Роу его карьера пойдет на спад.

Георгий Милляр в фильме «Война и мир»

Так оно и случилось. После смерти режиссера 28 декабря 1973 года Милляра постепенно начали забывать. Он играл эпизоды, озвучивал мультфильмы, выступал на детских мероприятиях, но уже не мог найти себя за пределами «сказочного амплуа». Георгий Францевич всегда мечтал о серьезных ролях, хотел сыграть Суворова и Вольтера. Но его мечта так и не исполнилась.

Детство

Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника. Семья была богатой, имела огромную квартиру в центре Москвы и две дачи — в Подмосковье и Геленджике. Франц де Милье умер в 1906 году в Ялте. Но детство будущего актера, лишившегося отца в три года, все же было счастливым.

uzn_15676849925.jpg
Георгий Милляр в детстве

Георгий был домашним ребенком, изучал французский и немецкий, музыку (особенно любил Шаляпина), много читал. Тетя, известная театральная актриса, водила мальчика в театр. В 7 лет мальчик впервые проявил склонности к актерству. Разрисовав лицо, он вышел в таком виде к домашним и попытался напугать их. Но вместо этого все развеселились. С приходом советской власти эта идиллия подошла к концу. В Москве начались волнения, и мать от греха подальше увезла ребенка в Геленджик. Французскую фамилию оба сменили на более приземленное «Милляр».

ТИХИЙ УХОД

440x600_0_81a61fae282602e88843db4f9cbe3ec1@879x1200_0xac120003_19859625511572688376.jpgРаиса Рязанова дружила с Георгием Милляром и следила, чтобы он не пил на творческих встречах

Марья Васильевна годами опекала супруга: ездила с ним на съемки, заботилась о гардеробе и своевременном обеде. Но главным ее переживанием стал вопрос об алкоголе — уж очень женщина боялась, что мужа будут спаивать на творческих встречах в других городах. Контролировать актера она просила Раису Рязанову.

Как живет Раиса Рязанова после смерти сына

Однажды на фестивале сказки во Фрунзе Милляр собрался отметить окончание тяжелого дня в ресторане. Рязанова жила в соседнем номере и, выполняя обещание, данное Марье Васильевне, запретила артисту выходить на улицу, строго порекомендовав ложиться спать. «Через пять минут прохожу мимо его комнаты и вижу, что дверь открыта. Стоит Милляр. На нем уже все, кроме брюк. Даже бабочка нацеплена. А на лице — испуг. И вдруг он жалобно произносит: «Дочка, ну, сколько мне осталось-то?». Ох, как сердце защемило! Я говорю: «Одевайся, пошли!». Вмиг собрался», — вспоминала актриса.

За простоту в общении и искренность Милляра обожали все, кто его знал. Но к концу жизни доверчивостью и скромностью артиста стали нагло пользоваться. Только к 70 годам ему выделили квартиру на последнем этаже высотки на окраине Москвы, вдали от метро. Супруга сетовала: нужно было настоять на более выгодном расположении, а актер лишь пожимал плечами и говорил, что до любого места можно доехать на трамвае.

600x400_0_897468ff5a6cf1f74fa83ebc062a7893@600x400_0xac120003_3672878081572688618.jpgОдной из последних ролей Георгия Милляра стал образ бандита

Преодолев 80-летний рубеж, Георгий Францевич надеялся, что еще не раз сыграет в кино и посетит немало творческих вечеров. Но Роу умер, сказки перестали быть интересны режиссерам, и актер оказался не у дел. Он хватался за любую работу, ответственно относился к эпизодам, с восторгом реагировал на приглашения на мероприятия. Накануне 85-го дня рождения артист готовился ко встрече с поклонниками в концертном зале «Россия».

Станислав Чекан: как «капитан милиции» из «Бриллиантовой руки» лишился профессии и смысла жизни

«Я приехал к нему в гости и вижу — на столе лежат стопки рисунков, на каждом изображена Баба-Яга и подписано: «С любовью, Г. Ф. Милляр». «Что это?» — спрашиваю. — «Да вот, Юречка, я узнал, что в «России» 850 мест, и было бы неплохо, если бы у каждого ребятенка остался от меня подарочек», — ответил Милляр. И он действительно нарисовал 850 картинок. Зная ответственность Георгия Францевича, уверен, что он с раннего утра сидел застегнутый на все пуговицы. А ему даже не перезвонили», — сетовал Юрий Сорокин.

В итоге рисунки разошлись по знакомым, а часть из них попала в Музей кино, в пыльную папку, вместо того, чтобы перейти маленьким зрителям, которых так жаждал увидеть Милляр. Забвение убивало артиста, хотя он старался не подавать виду, как расстроен.

Голод и забвение: вдова Николая Рыбникова провела последние годы жизни в нищете

Умер 89-летний актер тихо, во сне, 4 июня 1993-го. Незадолго до конца он написал стихотворение, где рассказал о своем главной неосуществленном желании: исполнить драматическую роль. «А, наверное, было бы здорово под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти», — гласили строки.

По материалам «МК», «КП», «РИА-новости».

Фото: Legion-Media, кадр из документального фильма «Георгий Милляр. Вся нечистая сила» на ТВЦ, кадр из фильма «Пять похищенных монахов»

На эту тему

Артист с французскими корнями вынужден был сменить имя после революции. Георгий Милляр легко забыл о некогда роскошной жизни и поначалу работал бутафорщиком. Слава в кино не испортила скромного актера. Он мечтал играть до самой смерти, но в 90-е оказался не у дел.

480x497_0_2c006d12de1030b9ec59c055f26101ab@480x497_0xac120003_19543985011572688356.jpgГеоргий Милляр в роли Бабы-Яги

Без Георгия Милляра ни один фильм Александра Роу не обрел бы такой колоссальный успех. Актер не боялся выглядеть в кадре некрасивым, наоборот, брил голову наголо и избавлялся от бровей, чтобы гримерам было легче превратить его в очередное лесное чудище. Его Баба-Яга и Кощей Бессмертный до сих пор считаются эталонными персонажами киносказок.

И без того непростая биография сына французского инженера со временем обросла новыми слухами. Коллеги рассказывали, что хоть Милляр и не был злостным алкоголиком, но часто являлся на съемки подшофе. Сплетен о личной жизни артиста ходило не меньше: говорили, что Георгий Францевич жил с мамой до 65 лет из-за давнего разочарования в любви.

К счастью, уже на пенсии в жизни актера появилась супруга Марья Васильевна. Пара вместе ездила на съемки и творческие встречи до тех пор, пока Милляр не остался без работы. Как же могло случиться, что талантливый артист вынужден был сидеть дома, страдая от забвения?

740x500_0_b2655c62a4a560f00b41f4e5f34c6539@1200x810_0xac120003_7530472551572688356.jpgПервой значимой ролью для Георгия Милляра стал царь Горох

Отец будущего артиста Франц де Милье приехал из Франции в Россию, чтобы консультировать рабочих в области мостостроения. Вскоре инженер встретил дочку иркутского золотопромышленника Елизавету Журавлеву, в которую влюбился без памяти. Пара сыграла свадьбу и поселилась в Москве, где и родился их сын Георгий.

Семья была обеспеченной, и мальчика воспитывала гувернантка, обучавшая его музыке, литературе и языкам. Но счастье родителей оказалось недолгим: ребенку было три года, когда его папа скончался. Даже после смерти мужа Елизавета не бедствовала — она по-прежнему жила с Георгием в роскошной квартире в столице, владела дачами в Подмосковье и Геленджике.

Искусством будущий артист заинтересовался рано благодаря влиянию тети-актрисы. Театр настолько впечатлил мальчика, что тот постоянно устраивал домашние представления для близких и гостей.

Как и Бабу-Ягу, образ Кощея Георгий Милляр воплощал много раз

Жизнь семьи в корне изменилась с началом революции и приходом большевиков к власти. У Журавлевой отняли квартиру и дачу в Подмосковье, теперь ей с сыном полагалась лишь комната в коммуналке. Георгий предусмотрительно скорректировал французскую фамилию на «Милляр» и в дальнейшем не упоминал о своем происхождении и превосходном знании иностранных языков, подавая анкеты на работу.

В целях безопасности мама уехала с наследником в Геленджик. Там Георгий окончил школу и устроился в театр простым бутафором, но мечта стать настоящим актером не покидала его. Возможность сыграть первую роль представилась, когда артистка, исполнявшая Золушку, заболела. На сцену вышел Милляр, прекрасно воплотивший образ сказочной героини.

Обретя уверенность в собственных силах, Георгий Францевич отправился покорять Москву. После учебы в Школе юниоров при Московском театре Революции он стал полноправным членом труппы. В 1941-м артист покинул сцену учреждения ради кинематографа. Он начал с эпизодов, а первую крупную роль получил от Александра Роу в сказке «По щучьему велению», сыграв царя Гороха. Фильм имел огромный успех и следом за ним Роу поручили снять «Василису Прекрасную», где Милляр воплотил на экране легендарный образ Бабы-Яги, который сам прорабатывал и впоследствии корректировал.

Георгий Милляр в картине «Финист — ясный сокол»

«В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхлела, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-Яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный. Склочница, надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка, — делился актер. — Не женская это роль. Какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует».

Не до праздника: трагические судьбы актеров из легендарных новогодних фильмов

Следующим успехом Милляра стала ключевая роль в сказке «Конец Кощея Бессмертного». Поначалу Георгий Францевич сомневался в своих силах, но когда пришел на площадку с обритой наголо головой и без бровей, гримеры поняли: артист готов сниматься и уже облегчил им работу. Во время съемок актер серьезно заболел малярией и похудел до 45 килограммов, что только сделало его образ Кощея более убедительным. К этому амплуа он вернулся в 60-х в картине «Огонь, вода и медные трубы», а ближе к концу карьеры сыграл бандита по прозвищу «Кощей» в «Пяти похищенных монахах».

Какую только нечисть не воплощал артист на экране: и черта из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и подводного царя в «Варваре-красе, длинной косе», и оборотня Кастрюка из сказки о Финисте. Он отчаянно пытался сменить амплуа, участвуя в фильмах «Кавказская пленница» и «Баллада о Беринге и его друзьях», однако зрители до сих пор ассоциируют Милляра с Бабой-Ягой. В фильмографии Георгия Францевича набралось более 200 работ, последней из которых оказалась лента «Ка-ка-ду», снятая в начале 90-х.

Театр

Окончив школу в 1917 году, Георгий устроился работать бутафором в местный театр. Но на этой «черной работе» ему пришлось пребывать недолго. Актриса, которая должна была играть Золушку в детском спектакле, заболела, а заменить ее было некому. Милляр вызвался помочь и сыграл так, что стал одним из ведущих артистов.

uzn_15676854732.jpg
Георгий Милляр в молодости

Но образования Георгию все же не хватало, поэтому он вернулся в Москву и обнаружил, что их подмосковная дача экспроприирована в пользу государства, а в просторной московской квартире им оставили всего одну комнату. В этой комнате актер жил до 1973 года. Он поступил в актерскую школу при театре Революции (сейчас это театр им. Маяковского), в котором прослужил до 1938 года. Среди его театральных работ — аптекарь в «Ромео и Джульетте» и Граф Людовико в «Собаке на сене». Из-за проблем с дикцией Георгию не доверяли главных ролей, но страсть к актерству и врожденный талант превращали в феерию даже короткие выходы на сцену.

СЛУХИ О ЗАВИСИМОСТИ И ДРАМЕ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

740x500_0_bba54553f091b0a52b5a236a51d03cc8@1200x810_0xac120003_5104262081572688357.jpgСвадьбу Георгий Милляр сыграл на съемках картины «Варвара-краса, длинная коса»

Георгий Милляр был непростым человеком: образованным, с широким кругозором, сумевшим вынести тяготы смены власти и войны. Неординарные роли в кино также наложили отпечаток на характер артиста. Несмотря на публичность профессии, он все же оставался скромным и застенчивым, а потому о личной жизни не распространялся. Как известно, молчание порождает слухи, так что окружающим пришлось самостоятельно додумать любовную биографию Милляра.

Долгое время актер был одинок, что близкие ему люди объясняли трагичной историей из прошлого. Предположительно, однажды Георгий Францевич влюбился в некую артистку, но та предала его, изменив с режиссером, а потом заявила, что беременна. Отцовство женщина приписывала Милляру, но тот знал, что это неправда, и еще больше разочаровался в бывшей избраннице.

Любовные разочарования и тяжелые болезни: что погубило Галину Волчек

После случившегося актер решил не рисковать и не сближался с представительницами противоположного пола. Его главной страстью оставалась работа, но из-за депрессии Милляр часто выпивал. Коллеги утверждали, что «слегка подшофе» артист был всегда. Он мог пригубить и дешевого портвейна, и даже тройного одеколона. Осуждение режиссера Александра Роу сдерживало Георгия Францевича, и он прибегал к хитрости: во время съемок в деревне шел с бидоном за молоком и умудрялся пронести вместе с безобидным напитком и бутылку самогона.

«Я думаю, он сам придумал эту масочку, которую носил все годы жизни, — заключил актер Юрий Сорокин, участвовавший в документальном фильме «Георгий Милляр. Вся нечистая сила». — Он называл себя «Стариком Похабычем», придумывал всякие фривольные стишки, отпускал дерзкие реплики. При этом он всегда оставался настоящим французом, де Милляром».600x400_0_94d7f40aad4535014aa999f2d3cd3fed@600x400_0xac120003_9931821501572690357.jpgЮрий Сорокин общался с Георгием Милляром и знал, что тот лучше, чем пытается казаться

С детства воспитанный в роскоши, в зрелом возрасте артист не гнушался есть черствый хлеб с ливерной колбасой, годами ходить в одном пальто, дружить не с коллегами-актерами, а с осветителями. Долгое время Милляр жил с мамой, только когда та умерла, он поддался на уговоры Роу и решил жениться в 65 лет. Избранницей главной Бабы-Яги страны стала соседка по коммуналке. Свадьбу с Марьей Васильевной он сыграл в первый день съемок «Варвары-красы, длинной косы».

Три инсульта и угасание в нищете: жизненная драма актера фильма «Афоня» Борислава Брондукова

Соседи уверяли: это была самая милая и трогательная пара на свете. Георгий Францевич называл супругу Манечкой-лапочкой и ни разу не обидел ее дурным словом. Женщина с твердым характером часто вытаскивала возлюбленного из нелепых ситуаций.

«На съемках в Ялте молоденькая актриса решила, что для карьеры ей обязательно нужно затащить кого-нибудь в постель, — рассказывала Марья. — А Милляр оказался там самым знаменитым и популярным. Глупенькая, она даже не представляла, какой Георгий Францевич был беспомощный и скромный! И вот как-то идем мы всей группой поздно вечером из ресторана, а эта актрисочка потихоньку уводит Милляра в сторону. Я — за ними. Захожу за дерево и вижу, как девочка пытается расстегнуть ему ремень на штанах, а он хлопает глазами и ойкает. Ну, тут я засучила рукава и отходила паршивку как следует».

Личная жизнь Георгия Милляра

В биографии актера никогда не было бурных романов с актрисами. Может быть, именно поэтому до сих пор ходят слухи о его гомосексуализме. На самом деле, сейчас бы Милляра скорее назвали бы асексуалом.

uzn_15676865247.jpg
Слухи о гомосексуализме Георгия Милляра ходят до сих пор

В 1925 году он женился на театральной актрисе. Очевидно, Милляр питал к жене слабый интерес, поскольку на каком-то этапе у него возникла мысль, что с ним не все в порядке. Он проверился у врача, и тот сказал: «Как мужчина, дружок, ты в полном порядке. А вот детей у тебя никогда не будет». Вскоре после этого жена забеременела. Актер понял, что ему изменяют, и подал на развод. Почти всю жизнь он прожил с мамой. Когда Елизавета Алексеевна умерла, Роу подыскал ему жену — 60-летнюю Марью Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. После загса молодожены поехали на съемки фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Вдоль реки выстроились накрытые столы, съемочная группа чествовала молодых. Режиссер понимал, что женить актера нужно быстро и решительно — без женщины он пропадет.

uzn_15676850958.jpg
Георгий Милляр и его жена Марья Васильевна

Милляр относился к жене с большой нежностью, настоял, чтобы она ушла с работы, называл Манечкой. Марья Васильевна в ответ звала его Кошей, всюду ездила с ним на съемки, ревновала к партнершам. В жизни Георгий Францевич был скромным и доверчивым человеком. У него часто брали в долг и редко отдавали, обманывали с гонорарами за концерты. По воспоминаниям современников, он каждый день ходил в одном и том же пальто и каракулевой шапке. У актера всю жизнь были напряженные отношения с советской властью. Милляр не забыл, что его семью обокрали, к тому же ему пришлось изменить фамилию, скрывать свое дворянское происхождение. В анкетах на Мосфильме он писал: «Происхождение простое, языкам не обучался». Можно представить, что в такие моменты актер чувствовал себя предателем. Может быть, именно поэтому он любил выпивать на съемочной площадке. Но водку не любил, предпочитал дешевый портвейн.

Георгий Милляр был скромным и доверчивым человеком

Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Советская власть Милляра тоже особо не почитала. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Но и угрозы в нем тоже не видела, а потому не преследовала. Зато простые люди обожали актера. Только в 1973 году ему с женой дали двухкомнатную квартиру на 18 этаже, далеко от метро. Звание Заслуженного артиста Милляр получил в 1988 году, к 85-летию.

Георгий Милляр — легендарный советский актер

К этому же юбилею его пригласили выступить перед детьми в концертном зале «Россия». Милляр подошел к этой части со всей ответственностью. Он знал, что в зале 850 зрительских мест, и нарисовал 850 картинок с Бабой-Ягой – для каждого юного зрителя. Но в назначенную дату за ним так и не прислали машину, никто даже не позвонил и не сообщил, что выступление отменилось. Часть рисунков разошлась по знакомым актера, часть осела в музейных архивах.

Биография Георгия Милляра

Георгий Францевич Милляр — легендарный советский актер французского происхождения, прославившийся благодаря ролям в фильмах-сказках Александра Роу: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо. В 1988 году получил звание Заслуженного артиста РСФСР.

uzn_15676849036.jpg
На фото: Георгий Францевич Милляр

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации