Содержание
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Актер:
- Спасайся, брат! (2015), сериал
- Пансионат «Сказка», или Чудеса включены (2015)
- Ленинград 46 (2014-2015), сериал
- Инквизитор (2014), сериал
- День дурака (2014)
- Шерлок Холмс (2013), сериал
- Три мушкетера (2013)
- Розыскник (2013), сериал
- Без права на выбор (2013), сериал
- Версия-3 (2011-2012), сериал
- Клятва Гиппократа (2011)
- Новый вызов (2011)
- Костоправ (2011)
- Версия-2 (2010), сериал
- На игре 2. Новый уровень (2010)
- Свадьба. Дело. Смерть (2010)
- Пушкен (2010)
- Третьего не дано (2009)
- На игре (2009)
- Каникулы строгого режима (2009)
- Версия (2009)
- Трудно быть Мачо (2008)
- Солдаты-15. Новый призыв (2008), сериал
- Отдамся в хорошие руки (2008)
- Догнать брюнетку (2008)
- Время земляники (2008)
- Гаишники (2008), сериал
- Диверсант. Конец войны (2007), сериал
- 1814 (2007)
- Профессор в законе (2006)
- 9 рота (2005)
- Кушать подано, или Осторожно, любовь! (2005)
- Казароза (2005), сериал
- Дзисай (2005)
- Фаворский (2005), сериал
- Охота на изюбря (2005)
- Гибель империи (2005), сериал
- Турецкий гамбит (2005)
- Столичный сувенир (2004)
- Диверсант (2004), сериал
- Танцор (2003), сериал
- Участок (2003), сериал
- Киднеппинг (2002)
- Медики (2002), сериал
- Бандитский Петербург (2000), сериал
- Тоталитарный роман (1998)
- Цирк сгорел и клоуны разбежались (1998)
- Веселая компания (1998)
- Улицы разбитых фонарей (1997-2007), сериал
- Поживем — увидим (1996-97)
- Распутин (1996)
- Операция «С новым годом» (1996)
- Колечко золотое (1995)
- Грушко (1994)
- Ты у меня одна (1993)
- Страсти по Анжелике (1993)
- Разборчивый жених (1993)
- Путешествие в счастливую Аравию (1993)
- Пустельга (1992)
- Человек со свалки (1991)
- Изыди! (1991)
- Бакенбарды (1990)
- Бродячий автобус (1989)
НАГРАДЫ
2006 год — номинации на премию «MTV-Россия» в категории «лучшая комедийная роль» («9-я рота») и «лучший злодей» («Турецкий гамбит»)
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
О «хождении в народ»: «Я не особо много езжу по малым городам, как некоторые мои коллеги — на гастролях, поют песни, встречаются со зрителями, ездят по всей России, я не из этого числа людей. Я работаю очень концентрированно».
О непреходящих российских проблемах: «Гоголь будет актуален еще долго! Он сильно переживал из-за «Мертвых душ» и «Ревизора». Господь не дал ему написать продолжение, оно у него бы и не вышло, потому что обозначить эту ситуацию с надеждой на изменение не получалось. И судя по всему, эта ситуация и не изменится. Вообще, как мне кажется».
О младших коллегах: «Общаться с молодыми необходимо для того, чтобы почувствовать, насколько ты обрастаешь. Через них «сквозняки дуют», и важно всем обдуваться».
О любимой роли: «Я люблю, например, Желвиса: был такой сериал «Версия», правда, прошел как-то незаметно, хотя там были хорошие вещи. Этот герой — одна из моих радостей в профессии, одна из удачных вещей, сделанных наконец на телевидении».
О дилеммах создания современного ТВ-продукта: «Для меня всегда существовала проблема: как в рамках жесткого регламента времени и средств создавать еще хорошую продукцию — быстро, качественно и дешево. Это труднейшая задача на самом деле, потому что либо быстро, либо качественно, либо дорого, либо дешево, но не все вместе. А время такой вызов делает. Я думал, что через некоторое время в какую-то сторону сдвинется, но ничего не меняется. Все по-прежнему нужно делать быстро, качественно и дешево. Поэтому нужно принять это как данность и вызов. Либо вы учитесь так работать и работаете, либо никак. Быстро и дешево — получается уже. Не хватает качества».
О выборе между кино и телевидением: «Да все интересно, главное, чтобы работа была. Разговор только о том, есть работа или нет. Я много раз отказывался, думал, что нереально сделать ту или иную работу, а сейчас я понимаю, что это было напрасно и это говорило о том, что я был просто не подготовлен».
О роли-мечте: «Для меня главное, чтобы мой персонаж мог убедительно существовать в заданном пространстве. Он может быть каким угодно — любой профессии, любой эпохи и времени, но это должен быть персонаж, с которым мне будет интересно работать, в котором будут какие-то новые, неизведанные еще мной черты».
По материалам kino-teatr.ru, mega-stars.ru, wikipedia.org, kinopoisk.ru, www.uznayvse.ru
БИОГРАФИЯ
Александр Лыков родился и рос в поселке Рахья под Питером. Отец рано ушел из семьи, мать работала кладовщицей на ЛОМО, бабушка — в столовой, и маленькому Саше с ранних лет приходилось оставаться дома одному. Ребенком он был непоседливым и однажды упал с горки так неудачно, что получил травму позвоночника. Врачи прогнозировали инвалидность, но Саша стал самостоятельно делать специальные упражнения для спины и не только встал на ноги, но впоследствии даже занимался карате (имеет черный пояс) и биатлоном (несколько медалей юношеских соревнований).
После окончания школы Лыков пошел в строительное училище и стал заниматься в театральной студии, а получив рабочую специальность, поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) на актерское отделение факультета драматического искусства (мастерская В. Петрова).
В 1984 году Александр окончил институт и должен был попасть в Театр им. Ленсовета: Игорь Владимиров приметил талантливого студента еще в годы его учебы. Однако Лыкова призвали в армию и отправили служить на Север, в стройбат. Он вспоминает: «Туда призывали ребят из Узбекистана, Туркмении, Чечни — все они сбивались в землячества. Что касается русских — треть среди них были зэки. Мое пребывание в армии было равносильно жизни на зоне».
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ
В кино Александр Лыков пришел в 1989 году. И хотя сначала роли были небольшие, молодому актеру посчастливилось сниматься у настоящих мастеров — Иосифа Хейфица в «Бродячем автобусе» и у Наума Бирмана в «Сирано Де Бержераке». Вскоре у актера начался и роман с телевидением: после фильма «Бакенбарды» Юрий Мамин пригласил его в телепроект «Хамелеон». Да и в кино стали предлагать главные роли, например, в картине «Разборчивый жених» (1993). Однако знаковой в карьере Лыкова стала роль оперативника Казанцева по прозвищу Казанова в сериале «Улицы разбитых фонарей», где он согласился сниматься «на безрыбье»: в середине 90-х ситуация в российском кинематографе сложилась такая, что выбирать было не из чего. Александр признается, что сначала, как и другие актеры, отнесся к проекту как к обычной халтуре, но затем роль его затянула. Ему, с детства не ладившему с милицией, выпал шанс побыть в шкуре ненавистных «ментов», и неожиданно милиция открылась ему с другой стороны: «Еще до начала съемок сериала Андрей Кивинов познакомил меня с прототипом моего героя Малиной. С ним и его товарищами съездили на задание. Отличные ребята. Как я понял, в «убойный» отдел включали неугодных начальству людей, приличных, со своим восприятием жизни». Казанова Лыкова покорил зрителей, особенно женщин; он и остальные герои сериала стали невероятно популярны, и актеров начали ассоциировать с их персонажами. Становиться заложником одного образа, актером одной роли Александр не хотел (да и сериал менялся не в лучшую сторону), и Лыков принял непростое решение уйти. От творческого застоя спас театр и небольшие роли в других сериалах. Вновь он поразил зрителей на экране в неожиданной роли писателя Мережковского в картине «Дневник убийцы» и триумфальной работе в блокбастере «Турецкий гамбит». В 2003 году Александр принял участие в реалити-шоу «Последний герой-3».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- В юности Александр Лыков не отличался примерным нравом и вел разгульную жизнь. По его собственному признанию, только за годы учебы в институте у него было 18 приводов в милицию.
- В телесериале «Участок» Лыков должен был играть учителя русского языка. Он приехал на съемки за день до их начала с выученной ролью, и лишь вечером Александр Баранов сообщил ему, что персонаж «трансформировался» в… зэка. Новый текст актер получил в день съемок, но смог перестроиться и отлично справился с ролью. Позже Баранов пригласил Лыкова в свой фильм «День дурака».
- Александр иногда ночами смотрит телевизор со сторожем на даче: «Ему делать нечего, и он смотрит его всю ночь, а я тоже с ним смотрю все подряд и рассказываю, как и почему тот или иной телефильм или сериал не получился».
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Со своей будущей женой Александр Лыков познакомился на вступительных экзаменах в театральный институт. Тогда Алла Господенко не прошла по конкурсу и осталась в Ленинграде, чтобы готовиться к поступлению на следующий год. Все это время Александр и Алла встречались, а следующей осенью поженились. Алла все же поступила в институт и заканчивала его в то время, когда муж вернулся из армии. Молодой семье пришлось нелегко. Один за другим у них родились Катя (1985) и Матвей (1987). С двумя детьми Лыковы сначала скитались по квартирам, потом переехали в коммуналку, затем — в однокомнатную квартирку. Лыков честно признается, что в семейной жизни у них с Аллой случалось всякое. Были и ссоры, и романы на стороне, и только большая любовь друг к другу помогла сохранить семью. Со временем Александр пришел к твердому убеждению: «Женщина, которая встретилась тебе на твоем жизненном пути, и с которой ты заключил брак, — это твоя женщина. Один раз — и на всю жизнь». Дети Лыковых по стопам родителей не пошли. Дочь вышла замуж и уже сделала Александра дедушкой: внука зовут Давид. Сын закончил иняз Петербургского университета им. Герцена. Сейчас работает моделью.
ТЕАТР
Отслужив год и семь месяцев, Александр Лыков вернулся в Питер, и в 1985 году был принят в Театр им. Ленсовета. Заметной его ролью там стал Швондер в «Собачьем сердце». В 1989 году Лыков ушел в Ленинградский ТЮЗ им. Брянцева, где играл в спектаклях «Эквус» и «Пришло — приехало Рождество Христово». Уже в 1991 году актер покинул труппу и работал в театре на Литейном («Разговор поздней осенью», «Скупой», «Я — Фейербах», «На всякого мудреца довольно простоты», «Смертельные игры»), ЛГИТМиКе («Стриптиз»), а с 1994 года — в театре «Территория». По словам Александра, основная причина его метаний заключалась в том, что в определенный момент ему становилось скучно и тоскливо работать в труппе… В следующий раз Лыков вышел на сцену почти через 10 лет, и это была огромная сцена «Балтийского дома», где он сыграл Воланда в спектакле «Мастер и Маргарита» знаменитого литовского режиссера Йонаса Вайткуса. Сыграл блестяще, но затем как человек глубоко верующий раскаивался в выборе роли. Потом в Театральной мастерской «АСБ» (театре «Особняк») были моноспектакль «Я… Она… Не Я и Я…», поставленный Алексеем Янковским по пьесе Клима (где актер полтора часа говорил о жизни и смерти, Боге, мужчине и женщине, любви), и новая сценическая версия спектакля «Активная сторона бесконечности» по мотивам произведений Карло Кастанеды. И снова «Балтийский дом» — заглавная роль в «Дон Кихоте Ламанчском».